Нередко речь идёт о выборе не дистрибутива, а в первую очередь графической оболочки. То есть рабочего стола. Потому что дистрибутивы — либо тестовые полигоны, глюкодромы для обкатки коммерческих новинок на добровольных фанатичных тестировщиках, на обманутых людях, либо любительские переделки тех глюкодромов. С добавлением собственных глюков, конечно. (Исключением можно считать только Debian Stable, но это полупустая база для самостоятельного строительства нужной конфигурации опытными пользователями.)
Соответственно, выбор разумного человека сводится к поиску и нахождению того или иного варианта, который совершенно случайно оказался хорошим, подходящим для оборудования. Да, удачные релизы периодически случаются даже у полигона-глюкодрома Ubuntu. Правда, только у Ubuntu Flavours. Надо перепробовать много вариантов, прежде чем в куче хлама найдётся жемчужина.
Маркетинг внушает всему глобусу, что главные изделия — Gnome Shell и KDE PLasma, разрабатываемые крупными организациями при поддержке корпоративных спонсоров. С этих графических оболочек и начнём.
KDE PLasma
Превосходно работает в Live-режиме, всё очень удобно и привычно. Восхищённый человек радостно устанавливает дистрибутив, например, Kubuntu. Но при первом же запуске вылезает Baloo и начинает индексировать файлы. И их содержимое. Вентилятор ноутбука истошно воет, устройство перегревается. Ничего поделать нельзя, процессор раскалён и ни на что не реагирует.
 |
| KDE Plasma — красота и удобство, но с подвохом |
Хотя, конечно, можно вынести ноутбук на мороз, если на дворе зима. Или поставить на сильном сквозняке, если лето. Хотя бы направить на устройство мощный вентилятор. В любом случае доведётся ждать, пока эта ураганная атака закончится. Тогда станет ясно, выжил ли компьютер. И идти в интернет за информацией, как заблокировать официальный вирус Baloo.
Да, именно вирус. Программное обеспечение, препятствующее нормальной работе компьютера. Полностью соответствует этому определению.
Почему так? Потому что спонсоры разработчиков KDE Plasma — производители оборудования. Им выгодно, чтобы устаревшие компьютеры выходили из строя или хотя бы не справлялись с нагрузкой. Чтобы люди почаще бегали в магазин за новыми.
Как оправдывается наличие официального вируса Baloo? В уши пользователей вливается чепуха о том, что если один из тысячи страдает провалами в памяти не не может найти на диске свои файлы, то остальные девятьсот девяносто девять тоже должны подвергаться страданиям.
Никакие аргументы, никакие апелляции к здравому смыслу не действуют. Baloo (ранее Nepomuk) навязывается десятилетиями. Процессор воет и стонет, дисковое пространство заваливается базами данных с результатами индексации. Фанатичные привеженцы терпят, добровольных тестировщиков хватает, поэтому ничего не меняется.
Удалить Baloo нельзя, сломается вся оболочка KDE PLasma. Так задумано. Можно заблокировать, «замаскировать» вредоносный процесс, но справится лишь опытный пользователь. Новичок в ужасе убежит от KDE, поклянётся больше никогда не прикасаться. И будет абсолютно прав.
Вы не новичок? Знаете, как надёжно обезвредить вирус Baloo? Тогда хлебнёте горя, когда надо будет оперативно переключаться между беспроводными сетями. Например, при исчезновении электричества в розетке — на телефон, раздающий Wi-Fi. То KDE Wallet запускается и запоминает пароль, то не запоминает, то не запускается, то впадает в цикл бесконечного запроса того самого пароля, то не запрашивает вовсе, то многократно интересуется, каким именно способом запоминать, и никак не может определиться, даже если ткнуть его носом. Нередко вся оболочка KDE Plasma от этого зависает.
И ничего с этим не сделаете, каким бы опытным ни были. Такое издевательство тоже не исправляется годами, хотя спонтанно выскакивает у многих. Разработчики купаются в собственном величии, им безразличны проблемы пользователей. Гордыня никогда не приносит ничего хорошего.
Gnome Shell
Надо полагать, руководители Gnome Foundation провели очередной шаманский ритуал. (Без шуток, они раньше действительно таким занимались.) Поплясав с бубнами, впали в транс, установили связь с потусторонними мирами. Какие-то духи им подсказали, что ноутбуки и настольные ПК скоро уйдут в прошлое, будут только планшеты. Вот и был изготовлен планшетный интерфейс Gnome 3 (впоследствии Gnome 40+).
Прошли годы, ноутбуки и настольные ПК никуда не делись. Но признать ошибку всё та же гордыня не позволила. Вот планшетный интерфейс и навязывается по сей день со страшной силой.
Причём, нашлись фанатичные сторонники, убеждённые в безупречности объекта их поклонения. В мире Linux всякие чудаковатые персоналии — вовсе не редкость. Достаточно подключиться маркетологам и перманентно поддерживать мнение, что это конфетка. Мол, ничего не отвлекает от работы. Кроме невозможности комфортно работать в принципе.
Впрочем, можно добавлять расширения. Сделать удобно, как в Windows, с помощью Dash-to-Panel. Эдакий конструктор для самостоятельной сборки нормального рабочего стола. Но те расширения имеют свойство отваливаться, когда пользователь, жертва маркетинга, бездумно обновляет версию Gnome Shell.
Индексатор Tracker действует иначе. Не атакует с ураганным неистовством, как официальный вирус Baloo в нехорошем изделии KDE Plasma, а медленно наполняет диск базами данных. Иногда, если не может прочитать какой-нибудь большой и сложный файл, всё же нагружает процессор. Но в целом, надо признать, трудиться позволяет.
Но что же тогда отъедает оперативную память? Пару гигабайт за несколько часов, а то и больше. Доводится перезагружать компьютер, иначе Gnome Shell запросто рухнет от нехватки ресурсов. А память пожирает всё. Вообще всё. Но в наибольшей мере — центр приложений Gnome Software, оцифиальный бэкдор, который автоматически скачивает и устанавливает так называемые обновления. Если прибить процесс вручную, через считанные минуты запускается снова, продолжает свою скрытную вредоносную деятельность.
Опять же, только опытный пользователь, вооружившись бензопилой, удалит Gnome Software подчистую, «замаскирует» Tracker и прочие лишние фоновые сервисы — и потом сможет работать даже часов шесть подряд. Утечки памяти не прекратятся, конечно, это же Gnome Shell. Но всё же будут не таким наводнением, как при наличии полной комплектации.
Немножко иная ситуация в
Pop!_OS от конторы System76, где вместо Gnome Software вставлен Pop!_Shop, ведущий себя вроде бы прилично. Однако там само собой обновляется всё подряд, и программы, и прошивка железок, и что угодно. Графический интерфейс настроек Pop!_Shop не поможет отключить такое безобразие, это не более чем обманка. А вручную выпиливать таймеры cron и править конфигурации опасно, рабочий стол наверняка рухнет от малейшего несоответствия изначальным установкам.
Уж если решили пользоваться Gnome Shell, берите оригинальную Ubuntu. Или, ещё лучше,
Zorin OS. Там открыли программу Software & Updates, запретили обновления — и они на самом деле отключаются. Тайком запускаться не станут. Остаётся лишь Gnome Software выпилить и индексатор Tracker подвергнуть команде systemctl mask на веки вечные. Работчий стол от этого не обрушится.
Иными словами, фирма Canonical с её Ubuntu, как бы к ней ни относились, какие бы ошибки она ни совершала, всё же является гораздо более честной.
Cinnamon
Переделка Gnome Shell с нормальным интерфейсом. Тоже течёт памятью, кто бы сомневался. Причины определить и устранить так и не удалось, поэтому добавлен сервис автоматического перезапуска графической оболочки. Чтобы не доводилось перезагружать вручную.
Но не очень-то помогает. Малейший сбой в драйвере, ответственном за аппаратное ускорение, — и Cinnamon вываливается в так называемый Fallback Mode. То есть всё же требует ручного перезапуска. И кнопку любезно предоставляет.
В общем, несмотря на красоту и удобство, для серьёзной работы Cinnamon пригоден далеко не всегда. Только в тех случаях, когда аппаратное ускорение функционирует безупречно. Однако учитывая, что драйверы вечно переделываются, доделываются, недоделываются, адаптируюся к новым железкам в ущерб старым, прилетают с обновлениями ради тестирования на живых пользователях, шансов на стабильность не так уж много, увы.
Да, Cinnamon — в первую очередь только для развлекательно-домашнего использования. Когда обрушения не очень-то навредят, не уничтожат результаты труда.
А что с Linux Mint, откуда Cinnamon родом? Это ведь дистрибутив для всех поголовно, и для опытных, и для новичков? И разработчик неоднократно подчёркивал, что приватность уважается? Сейчас разберёмся.
Вы знаете, что такое утилита locate и её пакет mlocate? Даже если знаете, то пользуетесь ли? Надо полагать, едва ли. Всё же Linux Mint с рабочим столом Cinnamon — не для этого. Не сервер же какой-то, где вообще нет графической оболочки. А если не знаете, что это за ерунда, то не пользуетесь ею наверняка, как подсказывает тривиальная логика.
Однако mlocate (оно же plocate) присутствует в Linux Mint. Данная электронно-цифровая сущность ежесуточно запускается по расписанию и пожирает ресурсы, индексируя ваши файлы, хотя вы об этом не просили. Собирает базу данных, которая вам не нужна. Конечно же, тоже без вашего ведома и согласия, как обычно.
 |
| Вот оно, plocate, разновидность mlocate |
И это не всё. Индексатор появился в 2016-м, если искусственный интеллект Copilot не ошибается. Тайком, без информирования пользователей Linux Mint о такой штуковине, без включения в список установленных пакетов.
Как говорится в подобных случаях, умному достаточно. То есть sapienti sat.
XFCE
Когда-то это была реально легковесная графическая оболочка. Старомодная на вид, без обилия настроек, но надёжная, стабильная, шустрая. Многие её за это любили. Но потом случилось несчастье — переход с графической основы GTK2 на GTK3.
Теперь панель задач постоянно поедает проценты процессорной нагрузки. Нет ей покоя. И никакие меры, никакие рекомендации не помогают.
Более того, та панель может совсем заглючить, если попытаться поставить на неё какой-нибудь апплет.
Конечно, опытный пользователь её выпилит и установит старинную Tint2. Настроит, самостоятельно навесит требуемые апплеты и будет счастлив. На то он и опытный.
А несведущий человек почитает в сети восхваления, основанные на былой репутации XFCE, установит — и увидит, что как-то всё не очень-то радостно на самом деле.
Хоть каким-то исключением может послужить разве что
SparkyLinux 7.8 XFCE, где негатив с панелью сведён до приемлемого минимума, даёт о себе знать только регулятор громкости, отъедая доли процента.
То есть из всего великого множества дистрибутивов с графической оболочкой XFCE, если хочется пользоваться именно ею, в первую очередь лучше брать именно SparkyLinux.
Mate
Всё было хорошо, пока основой оставалась чистая кодовая база Gnome 2 на графической основе GTK2. И недоделки давно исправлены, и аппаратное ускорение не является обязательным для плавного функционирования оболочки (то есть она не рушится от малейшего глюка в драйверах). Однако спонсоры разработки Linux, производители электроники, велели перейти на GTK3 — и потребление ресурсов возросло в разы. Зачем? Разумеется, чтобы люди не вздумали отказываться от покупки более мощных компьютеров.
В итоге не только в Cinnamon, но и в Mate появились глюки файлового менеджера, периодически неспособного показать последние файлы в списке. Просто не может вычислить, как их отобразить, пока размер окошка не поменяешь.
Но это ещё что. Разработчики Mate воткнули в оболочку апплет подключения к сети nm-applet из Gnome Shell, чужеродный и потому сбойный. Хорошо если от клика просто исчезает, но может вызвать бесконечную стопроцентную загрузку процессора, впадая в болезненный цикл.
Заменить nm-applet на нормальный nm-tray, в общем-то, несложно. Новичок может справиться, когда выучит команды в терминале, разберётся с автозапуском, научится обращаться с Linux хотя бы на базовом уровне.
Однако остаётся вопрос, почему бы сразу nm-tray не предоставлять. Как в
SparkyLinux 7.8 LXQt, например. Возникает подозрение, что разработчикам попросту безразличны проблемы пользователей.
Тем не менее, рабочий стол Mate всё же представляет собой реальный вариант, если готовы чуточку поработать напильником. Индексации точно нет.
LXQt
Лёгкая, человечная версия оболочки KDE PLasma. Без индексации, без лишних фоновых сервисов, без абсурдных зависимостей между компонентами. Пока очень недоработанная, многое нужно настраивать вручную, редактируя файлы конфигураций. Поэтому пригодна только для опытных, компетентных пользователей. Ну или для тех, кто хочет изучить Linux в максимально жёстком и напряжённом режиме, постоянно спрашивая искусственный интеллект, копируя в консольный редактор nano разную белиберду для настройки сенсорной панели, собирая средство регулировки яркости дисплея из исходного кода (или рыская по репозиториям в поисках исправленного пакета brightnessctl). Всячески доделывая недоделанное, коротко говоря.
Однако после титанических усилий, перегрева процессора в голове, ночных кошмаров, эмоционального выгорания и почих страданий, представьте себе,
LXQt всё же способна работать стабильно. Настолько простая и дубовая, что глючить почти нечему. Тем более что аппаратное ускорение не является необходимым, его сбои не страшны.
Это вполне типично для мира Linux: хочешь получить что-то хорошее — научись делать сам. Иными словами, порог вхождения в это самое хорошее довольно высок. Но фанатики при этом мечтают о тотальном доминировании культовой системы, о великой славной победе в конкуренции с коммерческими операционными системами. Верят, что любая домохозяйка, перевернув на сковородке котлеты, быстренько отредактирует параметры загрузки драйвера. Картина маслом, да.
Budgie
Это Gnome Shell для здоровых людей. Все компоненты практически те же самые, точно так же нужно устанавливать Gnome Tweaks для настройки комбинации клавиш, переключающих раскладку. Но нет индексации, поэтому оболочка считается сравнительно легковесной. Особенно если отключить анимации. Плюс нормальный, удобный, настраиваемый интерфейс. Надо только Gnome Software выпилить незамедлительно.
Можно ли пользоваться? Можно. Однако следует учитывать вот что. Похоже, все разработчики поголовно, кто прикасается Gnome, неизбежно проникаются его идеологией. Не упускают случая причинить хоть какие-нибудь неудобства, хоть как-то поиздеваться над людьми. Тайком воткнуть индексацию (как mlocate/plocate в Linux Mint), вставить Gnome Software, устроить скрытые обновления, убрать необходимый элемент интерфейса.
Вот и в
Ubuntu Budgie 22.04 не было апплета управления яркостью дисплея, доводилось устанавливать из интернета дополнительно. И это во втором десятилетии двадцать первого века.
Впрочем, как и в ситуации с Mate, с добавлением нужного и доведением системы до ума новичок всё же справится. Буквально в несколько кликов. Так что Budgie можно отнести к позитивным вариантам.
Unity
Золотое время 2011-2016 годов, шедевр инноваций и дизайна. Но с наличием шпионского программного обеспечения Zeitgeist, конечно, как же без этого.
А ещё там нет графических средств настройки сенсорной панели на автоматическое отключение при наборе текста. Зато красиво, более или менее удобно. Как минимум удобнее, чем Gnome Shell в изначальном виде. В верхнюю панель встраивается меню активного окошка. Шрифты отличные.
Но в 2017-м фирма Canonical махнула на Unity рукой. Энтузиасты подхватили проект, не дали пропасть.
Однако пара разработчиков всё же не может обеспечить такое же качество, как толпа профессионалов в корпорации. Вот и не функционирует индикатор раскладки клавиатуры в современной Unity. Ничего не помогает, ни смена темы оформления, ни горестные вздохи.
Ну и шпионское программное обеспечение Zeitgeist тоже никто не собирается выбрасывать. А в его исходном коде, между прочим, есть ссылки на сторонние серверы.
И другие...
Тайлинговые менеджеры, такие-то, ещё какие-то. С поддержкой Wayland и без. Чистые оконные менеджеры вроде Openbox, всяческие вариации вроде Fluxbox и тому подобные. Не просто для опытных, а для очень опытных. Ну и для любителей повышать себе самооценку, осуществлять все настройки исключительно посредством ручной правки файлов с конфигурациями.
Есть и фактически заброшенные рабочие столы, например, LXDE. В их развитии больше нет смысла, всё равно графическая основа GTK3 не является и уже никогда не будет такой же легковесной, как Qt. Потому разработчики переключились на LXQt.
Нужно ли это широким массам? Для новичков нет абсолютно никакого смысла даже смотреть в сторону сугубо нишевых вариантов. Всё это — исключительно для увлечённых любителей.
Подводим итоги
Стараемся обходить десятой дорогой рабочие столы с принудительной индексацией. Если выбора нет, учимся всю ту индексацию деактивировать. Наши файлы — только наши, никто не должен в них рыться, ни человек, ни программа. Ни тайно, ни явно. Вообще никак и никогда.
Дело принципа, вопрос самоуважения. Поэтому сопротивляемся изо всех сил, как бы корпоративный маркетинг ни давил на психику.
Тем более что такие продукты, во-первых, всегда очень прожорливые. Во-вторых, требуют аппаратного ускорения и потому могут рушиться от малейших сбоев в графической подсистеме. Рассчитаны на фанатичных приверженцев, которые привыкли терпеть и даже просят добавки.
Что же можно выбрать уверенно? Есть ли жемчужины в куче хлама? Да, есть.
Mate. Батарея ноутбука сможет держать заряд в разы дольше, чем с другими изделиями. Умеет работать довольно плавно вообще без аппаратного ускорения. Для чуточку опытных, способных заменить nm-applet на nm-tray.
Budgie. Для способных клацнуть пару раз в меню, запустить программу Budgie Extras и установить апплет настройки яркости, используя простенький графический интерфейс и зелёную кнопку в нём.
LXQt. Требует знаний и времени на настройку, на возню в терминале. Но часто является единственным годным вариантом для совсем уж старого и слабого компьютера, способного потянуть только Windows 7 или 8, максимум 10. Ведь нынче именно для таких устройств чаще всего подбирается что-нибудь из Linux.
Ко всему остальному присматриваться, конечно, можно, выбор всегда только за пользователем. Но желательно делать это с осторожностью. Так или иначе, рабочий стол не является предметом культа, объектом сектантского поклонения, поводом для вражды и священных войн. Это всего лишь площадка для запуска приложений.